Автомобили императора Николая II: занимательная история

Император Николай Второй столкнулся впервые с транспортом, не требующим живой силы, еще в 1895 году, когда ему показали на выставке трицикл Millet, имеющий двигатель на пару, который собрали во Франции. Тогда новый транспорт его никак не впечатлил. В следующие несколько лет Николай II побывал на многих выставках транспортных средств, но приобрести себе что-то так и не решался. Но однажды в 1903 году Орлов Владимир, имевший статус князя, прибыл в царский двор на своем личном автомобиле и предложил императору поездку. И тут Николай Александрович вошел во вкус. По факту, князь Орлов стал его личным шофером.

Первый автомобиль Николая Второго

Свое личное первое транспортное средство император решил купить в 1905 году. Помощь в этом ему оказывал, естественно, Орлов. И вот в конце 1905 года в Царское Село въезжают 2 французских Delaunay-Belleville, за которые была отдана сумма в 18 400 рублей. Сразу после этого был отдан приказ о начале строительства личного гаража. Стройкой заведовал все тот же князь Орлов. По его инициативе была открыта Императорская школа шоферов для обучения молодых людей по управлению автомобилями из царского гаража.

Дальше – больше

На дворе конец 1906 года, а из казны империи исчезли еще 80 тысяч рублей. Зато теперь в гараже находится уже 6 автомобилей. К двум Delaunay-Belleville прибыл еще один такой же, а также три новых «мерседеса»: синий и красный лимузины и синий полукабриолет. Дальше с каждым годом затраты на содержание и расширение царского гаража росли с нереальной скоростью.

В 1907 году император Николай Второй «разбавил» свой гараж и русским автомобилем – лимузином марки «Лесснер». На все машины за этот год было потрачено почти 80 тысяч рублей.

Рекордное количество денег на автомобили было потрачено в 1911 году – почти 100 тысяч рублей. В среднем же на пополнение гаража и его содержание в год из казны уходило около 50 000 рублей.

Расширялось и само помещение для содержания машин в Царском Селе. Позже началось их возведение и в других императорских домах. В 1908 году гараж в Александровском дворце насчитывал около 30 сотрудников, все они были мастерами своего дела и имели лучшие зарплаты. А уже через 5 лет штат расширился до 80 человек.

Роскошно жить не запретишь

В 1909 году в фирму Delaunay-Belleville поступает заказ на транспортное средство повышенной роскоши для императора. Ему дали название «Его Императорское Величество», на французском это звучало как Sa Majesti le Tsar. Это был очень роскошный автомобиль, мало какой мог с ним сравниться как по комфорту, так и по качеству. Delaunay-Belleville – 70 S.M.T. весил почти четыре тонны, в движение его приводил шестицилиндровый силовой агрегат мощностью 70 лошадиных сил и объемом почти 12 литров. Максимум можно было развить скорость в 100 километров в час. Заплатил за это чудо император 23 тысячи рублей.

В конце первого десятилетия 20-го века в личном гараже правителя находилось уже два десятка различных автомобилей. В основном это были Delaunay-Belleville и Mercedes. Сам император и его семья ездили, как правило, только на 5 машинах.

Большая часть автомобилей из личного гаража в Царском Селе использовалась близкими для Николая людьми и его придворными. Это были все те же Delaunay-Belleville, «мерседес», а также Panhard-Levassor, Serex, «Лессер» и «Руссо-Балт».

Последние были самыми уникальными машинами, произведенными в Российской империи. Только на эти автомобили можно было установить символ России – двуглавого орла.

Грузовые автомобили Николая 2

Так как императору нужно было часто ездить по другим городам, пришлось приобрести 4 грузовика, ведь Николая по закону сопровождало всегда достаточно много людей. Покупались автомобили из царской казны и для высокопоставленных лиц. Обычно это были машины марки Mercedes. Всего для содержания этой красоты тратилось около 130 тысяч рублей в год. В то время это была значительная сумма.

С каждым годом гараж пополнялся несколькими экземплярами. Сколько стоили автомобили, Николая 2 никогда не волновало. Так, в 1912 году в гараж поступили целых пять новых «мерседесов», среди которых один был гоночный, четыре Delaunay-Belleville и еще один шикарный «Руссо-Балт». Всего к этому году в распоряжении царя было уже больше пятидесяти автомобилей. Ухаживали за ними около 80 человек. Это были лучшие из лучших автомобильных специалистов, ведь они должны были уметь и хорошо справляться с вождением любого представляемого транспорта, и уметь устранить неисправность, какой бы они ни была. Обучением этих людей занималась Императорская школа шоферов.

В дальние поездки все машины императора перевозились на специальных железнодорожных платформах. Но в начале 1914 года был издан указ о начале производства специальных вагонов-гаражей.

Основой дня них стала четырехмостовая платформа длиной 20 метров. На ней строился мобильный закрытый гараж, в котором было место для 5 машин, а также место для ремонта, обслуживания и для запасных деталей. Сзади находились специальные съезды, чтобы автомобиль можно было завести в гараж. Такие вагоны всегда находились в конце состава, на котором передвигался Николай Второй.

Создание такого гаража было необходимым, так как Николай Второй стал Верховным главнокомандующим в военное время. Такие вагоны могли доставить все необходимое как можно ближе к линии фронта.

После 1915 года императорский гараж пополнился уже не роскошными автомобилями, а полезными, ведь нужно было быстро добираться до фронта. Так были изготовлены 2 экземпляра автомобиля, у которого вместо колес были лыжи.

Всего Николаю Второму за время своего правления удалось собрать коллекцию из 56 автомобилей различных марок и моделей. Сам император пользовался только девятью, для свиты было выделено 19 штук, для придворных – 10 штук, остальные использовались для различных нужд.

После того как власть императора была свержена, весь его гараж был расформирован. Некоторые использовались для перевозки высокопоставленных лиц, таких как Ленин и Троцкий. Большая часть автопарка впоследствии была уничтожена. До наших дней сохранились единицы.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Не менее интересное:

Опубликовано в Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Присоединяйтесь

Яндекс.Метрика